- Почему ты выступаешь против аскетизма? Разве аскетизм не является правильным путем к Богу? - Путь? Это не путь, это патология(игра слов: path - путь, pathology - патология, прим. пер.) . Быть аскетом просто показывает, что вы мазохист, что вы склонны к суициду, что вам нравится мучить себя. И, мучая себя, вы сможете создать определенный характер, но этот характер будет только на поверхности. Аскетизм не изменит вас, он будет лишь притворством. Он будет лишь витриной, фасадом, камуфляжем. Аскетизм существует в мире потому, что есть люди склонные к суициду. В человеке есть инстинкт смерти - Зигмунд Фрейд назвал его «танатос». Вклад Зигмунда Фрейда в человеческое развитие огромен. В молодости он обнаружил жизненный инстинкт - секс, эрос. А потом, в более поздний период жизни, когда он состарился, он открыл еще одну вещь - танатос, противоположность эроса. В человеке есть два основных инстинкта: один - жить, другой - умереть. Оба - в нем. Если инстинкт жизни не получает поддержки, другой инстинкт становится сильнее. Если инстинкт жизни поддерживается, если утверждается жизнь, то другой инстинкт исчезает. Это одна и та же энергия - она ​​будет течь либо через эрос, либо через танатос. Все зависит от вас. До сих пор мировые религии были ориентированы на смерть. И помните, когда я говорю "религии", я не имею в виду будд. Я не имею в виду Бахауддина, Санаи, Аттара, Махавиру, Иисуса, Мухаммеда, нет. Но я имею в виду мусульманство, христианство, индуизм, иудаизм, джайнизм, буддизм. Все организованные религии мира ориентированы на смерть. И это нечто невероятное: ведь сами пророки были ориентированы на жизнь. Будда полностью ориентирован на жизнь, но буддизм ориентирован на смерть. Мухаммед ориентирован на жизнь, но мусульманство ориентировано на смерть. Как так случилось? Буквально на днях я говорил, что правда, передаваемая от одного к другому, становится ложью; все переворачивается к верху дном. Когда Будда что-то говорит, он имеет в виду нечто совершенно иное, чем то, что понимают слепые и бессознательные люди. Все переворачивается к верху дном. Его жизнеутверждение становится утверждением смерти в учениках. Это была постоянная проблема. До сих пор не было возможности передать истину, и я не думаю, что когда-либо удастся передать ее. Потому что Будда говорит с вершины Гималаев, а вы слушаете из темной низины. К тому времени, когда истина доходит до вас, к тому времени, когда вы начинаете ее интерпретировать, она уже прокисает, становится горькой; это больше не та же самая истина. Итак, все пророки были жизнеутверждающими. И все религии, рожденные из их учений, стали ориентированы на смерть. Аскетизм влюбляется в смерть. Это патология, это не путь. Но люди уважают ее, потому что аскет кажется таким непохожим на вас. Вы любите еду, он ненавидит еду. вы любите хорошую ванну, он ненавидит принимать ванну. Монахи-джайны не принимают ванны - не только это, они также не чистят зубы. Они против тела. Вы любите комфорт, аскет любит дискомфорт. Ему не нравится комфорт, он чувствует себя комфортно только тогда, когда ему неудобно. Вы называете это путем? Это патология. Человек, который стоит на голове и чувствует себя комфортно только тогда, когда он стоит на голове, болен, ненормален. Все животные смеются над ним. Когда животные видят стоящего на голове йога, они смеются. Они не могут поверить в то, что такое возможно. Люди продолжают истязать свое тело, скручивая его. Жизнь нужно прожить во всей ее полноте. Ваша энергия должна течь через эрос: эрос - это жизнь, любовь - это жизнь. И всякий раз, когда ваша энергия течет против любви, против жизни, берегитесь: вы сбились с пути, вы уходите от Бога. Бог - это жизнь, Бог - это эрос. Теперь посмотрим на суть: все аскеты и все аскетические школы против любви, против секса, против жизни, против еды - против здоровой жизни, полной радости. Вот почему они так сильно против меня - потому что я хочу, чтобы вы жили полноценно, тотально, всецело. Я хочу, чтобы вы приняли жизнь, ни в чем себе не отказывая, ни в чем не чувствуя себя виноватым. Всякая вина - это хитрая стратегия священников, нацеленная на то, чтобы перенаправить вашу энергию от жизни к смерти. Зачем они это делают? Есть причины. Политик не хочет, чтобы люди слишком любили жизнь, потому что, если люди слишком сильно любят жизнь, их нельзя принуждать к войне. Кто захочет умирать? В мире не осталось бы армии. Людей нужно настроить против эроса, их нужно настроить против жизни, их нужно научить любить смерть, уважать смерть и чувствовать смерть как священную - только тогда можно создать армии. И нужны большие армии. Политик против любви, против жизни, потому что ему нужны солдаты для смерти, чтобы убивать и умирать. Священник тоже не хочет, чтобы люди любили жизнь. Если они любят жизнь, они не будут беспокоиться о храмах, церквях и мечетях. А если они действительно любят жизнь, то через жизнь найдут Бога - священник не понадобится. Священник нужен только тогда, когда люди сбились с пути - тогда сон может стать проводником и сказать им: «Теперь я покажу вам правильный путь». Сначала им нужно помочь сбиться с пути, затем приходят проводники. Сначала людей нужно сделать больными, тогда можно продавать им лекарства. В противном случае вы не сможете продать лекарство. Если все здоровы, кто пойдет к врачу, кто пойдет в аптеку? Кому вы будете продавать лекарства? Это будет невозможно. Людей нужно сделать больными, только тогда медицинские фабрики смогут продолжать производить новые лекарства. Священнику нужно, чтобы люди ушли от жизни. В тот момент, когда они уходят из жизни, они уходят от Бога. Затем нужен священник, храм, церковь и организованная религия. Чтобы люди захотели бы стать христианами, индуистами и мусульманами. В противном случае жизнь приносит такое огромное удовлетворение - кому все это будет нужно? Кого это будет заботить? Преподобный Джонс смог убить девятьсот человек, невинных людей, по простой причине: он готовил их к смерти. Вы будете удивлены, узнав, что в Джонстауне были запрещены занятия любовью между членами секты. Целибат был соблюден. Были жесткие строгие правила: людям не разрешалось выходить за пределы коммуны, не разрешалось никаких контактов с посторонними. Они жили изолированно, все были подвижниками. И именно из-за этого аскетизма они были готовы к самоубийству. Сейчас люди ищут причины. Кто-то думает, что он гипнотизировал людей, кто-то приводит еще какие-то доводы - находят тысячу и одну причину. Причина проста - она состоит в том, что он заставил их забыть эрос - вот и все. А эрос очень легко забыть. На протяжении веков религиозные люди поступали так же. Он довел это до логического завершения. Обычно монахи умирают медленно; они совершают медленное самоубийство. Он пошел прямо и быстро. Там была тенденция, атмосфера смерти. Они практиковали смерть почти каждый месяц. Каждый месяц он созывал коммуну и приказывал им умереть. И они были готовы. Они говорили «да» так много раз, что, когда об этом спросили по настоящему, они не смогли сказать «нет». Это была встроенная программа. И их жизнь была такой уродливой, поэтому они были готовы умереть. Я против аскетического подхода, потому что он болен, нездоров. Я всецело за эрос, я всецело за жизнь, потому что жизнь - это храм Бога, единственный храм. А эрос - это единственный способ выражения Бога в мире. Если вы полностью погрузитесь в эрос, в любовь к жизни, в жизнеутверждение, в празднование, вы обнаружите самого Бога, скрытого глубоко в жизни. Жизнь - это его проявление; он ее скрытый источник. Не убегай от жизни - убежать от жизни значит убежать от Бога. Поэтому мои саньясины должны не отрекаться, а радоваться. Люди часто задают мне вопросы: «Может ли в твоей коммуне произойти то же, что произошло в коммуне преподобного Джонса?» Нет, моя коммуна - последнее место в мире, где такое может произойти, потому что я учу вас любви, я учу вас жизни. Все мои усилия направлены на то, чтобы заставить вашу энергию тотально двигаться через жизнь - чтобы ничто не осталось невыраженным. А если вы тотально проживаете жизнь, смерть исчезает. Даже когда вы умрете, вы не увидите никакой смерти - вы увидите лишь, как меняете свое жилище, как меняете свои одежды. Вы в вечном странствии. Я учу вас жизни, я учу вас жизни в изобилии. Ошо